Наверное, вы хотя бы что-то слыхали о четвертьволновых резонаторах.
Этот вид корпусов используется при построении сабвуферов и НЧ звеньев акустических систем не так уж широко по сравнению, скажем, с фазоинвертором и закрытым ящиком.
Но почему? Ведь четвертьволновик даёт несомненные жирные плюсы:
- выигрыш в КПД,
- отличную проработку баса,
- низкий уровень групповых задержек.
Словом, «и громко, и качественно».
Возможно, потому, что есть минусы:
- относительно большой объем ящика,
- ЧВ не терпит перегрузок,
- довольно требователен к выбору динамика.
Впрочем, последний пункт относится и к фазоинвертору.
Возможно, широкое применение ЧВ сдерживается и некоторой трудоёмкостью его расчета. Хотя сам по себе расчет не так уж сложен, но обычно пока спроектируешь короб, приходится перебрать несколько вариантов, каждый раз заново всё пересчитывая. Это и утомительно, и отнимает много времени. И когда долго чем-то занимаешься, начинаешь делать ошибки, а они совершенно недопустимы при расчете ЧВ. Если у вас есть короб и хотите определить его настройку то вот ссылка.
Если не применять различные программы, то ЧВ короб можно подогнать по следующим параметрам:
1. Какую настройку частоты выбрать.
Частота
(Гц) |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
1к2
(раскрыв) м. |
3,25 |
3,15 |
3,06 |
2,97 |
2,87 |
2,78 |
2,71 |
2,64 |
2,58 |
2,51 |
2,44 |
2,39 |
2,33 |
2,28 |
2,22 |
2,17 |
1к1
(прямой) м. |
2,86 |
2,78 |
2,70 |
2,62 |
2,54 |
2,46 |
2,40 |
2,34 |
2,27 |
2,21 |
2,15 |
2,10 |
2,05 |
2,00 |
1,96 |
1,91 |
2к1
(сужение) м. |
2,46 |
2,39 |
2,32 |
2,25 |
2,18 |
2,11 |
2,06 |
2,00 |
1,95 |
1,89 |
1,84 |
1,80 |
1,76 |
1,72 |
1,68 |
1,64 |
Муз. предпочтения |
«Нигга» |
«Все подряд» |
«Туц-Туц» |
1к2 — Этот порт как рупор…увеличеваеться на окончании, размеры его больше, но КПД выше.
1к1 — Это самый простой порт…прямой! В таблице указана длина порта.
2к1 — Сужающийся порт, сэкономит место, при правильном расчете разницы от двух предыдущих не отличить.
2. Какая нужна площадь порта?
Выбираем размер своего динамика и требования от корпуса(максимум музыкальности или компромисс, между громкостью и качеством). Для двух динамиков, площадь порта в 2 раза больше.
Размер динамика (дюймы) |
Эффективная площадь диффузора (см^2) |
Музыкальный корпус (см^2) |
Музыка\Громкость (см^2) |
Максимальная громкость (см^2) |
4 | 50 | 50 | 75 | 100 |
5 | 75 | 75 | 110 | 150 |
6 | 125 | 125 | 180 | 250 |
8 | 200 | 200 | 300 | 400 |
10 | 310 | 310 | 465 | 600 |
12 | 480 | 480 | 720 | 950 |
13 | 600 | 600 | 900 | 1200 |
15 | 800 | 800 | 1200 | 1600 |
18 | 1200 | 1200 | 1800 | 2400 |
3. Характеристики динамиков идеально подходящих для ЧВ коробов.
Размер динамика (дюйм) |
Добротность (qts)* |
Резонанс динамика (fs)* |
Эквивалентный объем (Vas) |
5 и меньше |
0,5 и выше |
60 и выше |
15 и меньше |
6 | 0,5-0,4 | 50-60 | 20 |
8 | 0,4 | 40-50 | 40 |
10 | 0,4 | 30-35 | 70 |
12 | 0,4 | 25-30 | 100 |
15 | 0,3 | 25-30 | 150 |
18 | 0,3 и ниже |
25 и ниже |
200 и больше |
*наиболее важный параметр
Для расчетов удобно использовать программу для ЧВ коробов
Свежие комментарии